Терминология спортивной гимнастики

Как и в других сферах деятельности, в гимнастике есть своя терминология. Гимнастическая терминология в основном относительного характера. Однако некоторые термины требуют пояснения.

Хват — способ держания спортивного снаряда в процессе выполнения упражнения.
Вис — положение тела, при котором линия плечевого пояса проходит ниже точки хвата.
Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Мах вперед — маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.
Мах назад — то же, но в сторону спины.
Подъем — перемещение тела из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.
Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.
Перелет — перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.
Подлет — выполнение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.
Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.
Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.
Сальто — вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.
Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.
Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.
Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

За последние годы появилось много элементов, которые не описываются по правилам гимнастической терминологии, а для краткости называются именами их первых исполнителей на крупных соревнованиях. Таких элементов на всех шести видах мужского шестиборья и четырех — женского, более пятидесяти. Вот наиболее употребительные: «Азарян», «Делчев», «Диомидов», «Хейли», «Хонма», «Юрченко», «Кенмоцу», «Ковач», «Люкин», «Мадьяр», «Шишова», «Штальдер», «Ткачев», «Цукакара», …

Упражнения на видах

Вольные упражнения гимнасты выполняют на специальном амортизирующем настиле, покрытом шерстяным или синтетическим ковром. Содержат сочетания различных передвижений, танцевальных элементов, кругов руками и ногами, перемахов, статических положений, сальто и переворотов, объединенных в законченную, отвечающую определенным требовапниям, комбинацию. Продолжительность вольных упражнений для мужчин 50-70 секунд, для женщин 70-90 секунд. Женщины исполняют упражнения под музыку (фонограмму без пения).

Опорные прыжки выполняются с разбега через специальное устройство, высота которого для женщин 120 см, для мужчин — 135 см. Длина специальной дорожки для разбега — 25 м. Толчок осуществляется о специальный амортизирующий мостик высотой 20 см двумя ногами, а о коня — двумя, а для мужчин, одной рукой. Прыжки могут быть прямые (толчок и приземление осуществляются в одном направлении), переворотные, содержать повороты и сальто до и после толчка руками, а также рондантные (наскок на мостик с помощью рондата).

Упражнения на коне содержат различные перемахи и круги одной или двумя ногами, перемещения в упоре поперек или продольно с опорой о коня, на одну руку и коня, на одну или обе ручки, исполняемые только махом и слитно.

Упражнения на кольцах содержат различные подъемы, обороты, выкруты, выполняемые махом и силой, статические положения — стойки на руках, горизонтальные висы и упоры, кресты.

Упражнения на параллельных брусьях содержат различные подъемы, повороты, переходы, перемахи, круги одной и двумя ногами, сальто над и под жердями, большие обороты, а также в ограниченном объеме статичные положения — стойки на руках, горизонтальные упоры.

Упражнения на перекладине содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, повороты, перемахи, подлеты и перелеты, выполняемые только махом.

Упражнения на разновысоких брусьях содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, подлеты, перелеты через верхнюю жердь и с одной жерди на другую, выполняемые только махом.

Упражнения на бревне содержат различные передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы, а также в ограниченном объеме статические положения и позы.

Упражнения на всех видах должны заканчиваться эффектным соскоком, соответствующим трудности всего упражнения.

Порядок проведения соревнований по спортивной гимнастике

На соревнованиях гимнасты и гимнастки проделывают только произвольные упражнения (до 1960 года они соревновались в выполнении и обязательных упражнений, теперь отмененных, составляемых мужским и женским комитетами Международной федерации гимнастики (ФИЖ) для всех участников, и произвольных, составляемых каждым участником для себя).

В процессе крупнейших соревнований — Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов, — длящихся несколько дней, проходят как бы четыре соревнования:
№1 (CI) — предварительные (квалификационные) соревнования по многоборью (выполняются упражнения на всех видах) для всех участников. По их результатам определяются участники последующих соревнований.
№2 (CII) — финальные соревнования по многоборью. В них участвуют 12-36 гимнастов и гимнасток, но не более, чем 3-х от страны, показавших лучшие результаты в многоборье в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются абсолютные чемпионы (чемпионы в многоборье).
№3 (CIII) — финальные соревнования по отдельным видам. В них участвуют 8 спортсменов, но не более двух от страны, показавших лучшие результаты на каждом снаряде. По их результатам определяются чемпионы на каждом виде.
№4 (CIV) — финальные соревнования командного первенства по многоборью. В них участвуют 6-8 команд, показавших лучшие результаты в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются победители командного первенства, а места других команд (с 7-ого и далее) определяются по результатам соревнований №1.

В соревнованиях меньшего масштаба можно ограничиться проведением только соревнований №1, по итогам которых можно определить результаты всех видов первенства. Это оговаривается регламентом конкретных соревнований.

Для участия в соревнованиях на помост одновременно выходят шесть мужских и четыре женских команды — по одной на каждый вид многоборья. Участникам предоставляется время на разминку по 30-40 сек. на каждого, после чего, по гонгу, участники вызываются для выполнения упражнений. После окончания соревнований на виде производится переход на следующий вид. Порядок видов у мужчин — вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина, а у женщин — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения. Если в команде 8 участников, то время для разминки предоставляется сначала первой четверке, а после того, как она отсоревнуется — второй.

Оценка выступления гимнастов

Оценка выступления гимнастов на соревнованиях (судейство) отличается большей сложностью в сравнении со многими другими видами спорта. Недаром говорят: «Чтобы судить гимнастику, надо ее знать, понимать и чувствовать». На это, как правило, способен судья, который сам имеет большой опыт спортивных выступлений, тренерской работы и собственно судейства.

В гимнастике по 10-ти бальной системе оцениваются содержание упражнения — трудность и композиция (построение) — и его исполнение. Для оценки трудности все известные, наиболее часто исполняемые элементы и их соединения, в специальной таблице «Правил соревнований» (разрабатываются мужским и женским техническими комитетами Международной федерации гимнастики) распределены по группам А, В, С, D и Е (Е — самые сложные). «Формула сложности» — количество элементов каждой трудности в упражнении — должно быть: у мужчин — 1D+2С+2В+4А, а у женщин — 1D+2С+2В+1А. При соблюдении «Формулы» упражнения мужчин оцениваются в 8,6, а у женщин — в 9,0 балла. За отсутствие в упражнении элемента группы D оценка уменьшается у мужчин на 0,6, а у женщин на 0,8 балла, группы С — соответственно на 0,4 и на 0,6, группы В — на 0,2 и на 0,4, группы А — на 0,4 и 0,2 балла.

Оценка трудности упражнения и у мужчин и у женщин может быть увеличена до 10 баллов, если в упражнении дополнительно к «Формуле» содержатся элементы группы D, Е, а у мужчин еще и супер Е. При этом за каждый элемент группы D добавляется 0,1, группы Е — 0,2 и группы супер Е — 0,3 балла. Однако оценка трудности (исходная оценка) не может превышать 10 баллов.

За каждую ошибку композиции (отсутствие специфичных для данного вида требований к построению упражнения) оценка уменьшается на 0,1-0,2 балла.

За каждую ошибку исполнения (отклонение от техники, нарушение осанки) оценка снижается на 0,1 балла за мелкую (незначительную), на 0,2 — за среднюю (значительную) и на 0,4 — за грубую ошибку, а при падении со снаряда — на 0,5 балла.

Оценивают выступления гимнастов две бригады судей на всех видах, кроме прыжков. Бригада А, состоящая из двух судей, оценивает трудность и композицию, определяя путем согласования исходную оценку, бригада Б, в которой могут быть 2-6 судей, качество исполнения. Каждый судья бригады Б самостоятельно определяет количество ошибок и их степень и определяет сбавки за них. Поскольку мнение судей бригады Б субъективно и может быть (и бывает, как правило) разным, для определения окончательного размера сбавок за исполнение наименьшая и наибольшая сбавки, если судей больше двух, отбрасываются, а из оставшихся определяется среднеарифметическая сбавка, вычитая которую из исходной оценки трудности, и получают окончательную. Таким образом субъективная оценка каждого судьи объективизируется в оценке бригады.

Опорные прыжки судит одна бригада, оценивающая только качество исполнения, так как трудность каждого прыжка определена таблицей Правил соревнований.