Фото: ИД «Волгоградская правда»

Стремление к победе характеризует, как известно, не только профессиональную, но и обычную жизнь спортсмена. Сколько времени достаточно провести в спорте, чтобы приобрести полезные жизненные навыки? Принципиально ли заниматься именно в спортивной школе? На эти и другие вопросы отвечает Александр Гонцов, тренер по спортивной гимнастике.

? Александр Геннадьевич, актуален ли в наше время спорт для мальчика? Может, в семье растет потомственный конструктор или журналист, ему физическая сила как таковая не нужна. Такому, наверное, достаточно игр во дворе с друзьями.

 

– Во-первых, во дворе сейчас мало кто гуляет. Но даже если он это делает в детстве, совсем не факт, что улица будет манить его и в подростковом возрасте. Лет с 10-12 парни уже с головой уходят в компьютер. А если и выходят из дома, то, в основном слоняются без дела с телефоном в руках. Во-вторых, пусть ваш ребенок ходит в конструкторский кружок, развивает инженерную мысль, но всестороннее развитие никто не отменял. Спорт не просто дает грубую физическую силу, но воспитывает мужчину. Именно в спорте прививаются основные мужские качества – обязательность, ответственность за свои поступки.

 

Даже начальное, в течение нескольких лет, занятие спортом дает мощный фундамент для развития. Все-таки мальчишкам в армии еще служить, да и элементарным нормам ГТО нужно соответствовать.

 

А то в последнее время такие уж слабые пацаны приходят в спортшколу. Выбираем из них самых лучших, заранее понимая, что мастерами спорта они не будут. Девочки приходят в спорт гораздо более крепкими.

 

? Как вы думаете, чем объясняется такое недоразумение?

 

– Наверное, тут два основных фактора: вредная еда и детство, проведенное в кресле перед экраном. Опять же повторюсь: мальчишки мало сейчас бегают на улице, никаких войнушек и догонялок. Девчонки в этом смысле поактивнее, и они не привязываются к экрану так, как пацаны.

 

? Если ребенок в принципе не хочет заниматься спортом, ни к какому виду склонности не чувствует, как выбрать направление?

 

– Отдавайте в любой спорт, куда удобнее возить, где понравился тренер. Потому что поначалу принципиальной разницы нет. Первые два года во всех видах спорта – общая физическая подготовка, и только потом появляются конкретные упражнения, элементы, характерные для данного направления. Но даже помимо своей специфики, во всех видах спорта поддерживается ОФП, занятия на турниках, брусьях. В этом смысле гимнастика – базовый вид спорта.

 

? Обязательно ли стремиться именно в спортивную школу? Или можно заниматься и при обычной школе, либо в секции?

 

– Принципиальной разницы нет. Все зависит от педагога и условий. Например, для гимнастики абсолютно необходим полностью оборудованный зал – маты, снаряды. У нас на весь город таких два, и оба в специализированных учреждениях. Так что спортивной гимнастикой в обычной школе или ДЮЦе сложно заниматься.

 

А вот игровые виды спорта – волейбол, футбол, баскетбол – это всегда пожалуйста, ими можно овладеть на любой площадке.

 

? Известно, что спорт развивает в людях чисто физическую выносливость. Проецируется ли это на обычную жизнь? По вашим наблюдениям, через сколько лет это уже проникает в ребенка, становится частью его характера?

 

– В идеале в спорте надо быть всю жизнь. Но минимальный период, в течение которого формируется дисциплина, лет пять. За это время человек привыкает приходить по расписанию, слушать тренера, появляется чувство ответственности. Как минимум такой человек никогда не будет опаздывать на работу в будущем.

 

Еще конечно же спорт воспитывает морально-волевые качества. Ведь спортсмен перед выступлением всегда борется со своим страхом, неуверенностью. И в конце концов приобретает навык владеть собой, своим психоэмоциональным состоянием. Это в абсолютном виде переносится в обычную жизнь. Спортсмены более выносливы и стойки к неурядицам, переживаниям, умеют без паники решать проблемы, находить решения.

 

Сохраняется в обычной жизни и стремление бить в цель, доводить до конца начатое, побеждать.

 

? Первый период дети часто ходят на тренировку с удовольствием. Но когда начинается растяжка, когда от тебя требуют усилий, работы, начинается откат. Как помочь ребенку пережить этот период?

 

– Есть такое слово «надо». Нужно лишь объяснить ребенку, что все делается поэтапно: сначала одно, потом другое, если не будешь тянуться, тебе не удастся сделать такой-то трюк. А ребенку же хочется делать колесо, крутить сальто. Нужно только поддерживать в нем этот азарт, интерес.

 

И еще по поводу растяжки. В наше время на шпагат сажали быстро и жестоко. Сейчас детей жалко, поэтому и я всегда говорю: каждый день в любую свободную минуту, хоть перед телевизором, пусть ребенок растягивается и покачивается, сколько может.

 

? Как только ребенок научится выделывать какие-то трюки, он спешит удивить всех во дворе, в классе. Все делается на публику, на спор, якобы как демонстрация смелости и крутизны. Нужна ли здесь смелость, или все же спортсмен должен проявлять осторожность?

 

– В данной ситуации, конечно, требуется не смелость, и вообще, на спор лучше трюки не показывать. Потому что, скажем, гимнастические элементы всегда сопряжены с риском для здоровья и для жизни. Я всегда предупреждаю об этом мальчишек: не уверен – не рискуй. Нужно быть абсолютно уверенным в своих силах, ловкости, нужен большой опыт, чтобы выписывать сложные элементы. И нельзя это делать необдуманно или на опасной, неподготовленной площадке.

 

А смелость проявляется в других ситуациях – когда, например, надо защитить себя или того, кто слабее тебя, от физической или, может, социальной угрозы. И здесь уже все зависит от характера человека. Но главное, надо помнить: смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто может преодолеть этот страх.

Источник   http://vv-34.ru/aleksandr-goncov-sportsmen-bet-v-cel-i-ne-opazdyvaet-na-rabotu.html