ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СШОР КУЗБАССА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ ИМЕНИ И.И. МАМЕТЬЕВА» — ГРОМКОЕ ИМЯ В ГИМНАСТИКЕ. ШКОЛА БЫЛА ОТКРЫТА В 1960 ГОДУ. ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР СССР, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ЛЕНИНСКА-КУЗНЕЦКОГО И КУЗБАССА ИННОКЕНТИЙ ИВАНОВИЧ МАМЕТЬЕВ, ВОСПИТАВШИЙ НЕ ОДНО ПОКОЛЕНИЕ ГИМНАСТОВ, СМЕНИВШИЕ ЕГО ЗАТЕМ ТРЕНЕРЫ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЗАЛОЖИЛИ КРЕПКУЮ БАЗУ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ. ГОДАМИ ШКОЛА ПОДПИТЫВАЕТСЯ ТРУДОМ И СТОЛЬ ВАЖНЫМИ СПОРТИВНЫМИ АМБИЦИЯМИ. «ШКОЛА ПОБЕДНЫХ ТРАДИЦИЙ» — ВСЕ ПРИЧАСТНЫЕ НЕ СТЕСНЯЮТСЯ НАЗЫВАТЬ ЕЕ ИМЕННО ТАК. ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПРАВДА.
— День рождения мы традиционно отмечаем 1 июня. Как раз одновременно проводим соревнования, посвященные Дню защиты детей, которые, кстати, должны были проводиться в прошлом году уже в 40-й раз, — рассказывает директор школы Евгений Сафиулин. — Получилось, мы их перенесли соответственно на это лето, как и празднование юбилея.
Все-таки юбилей серьезный — 60 лет!
И многие наши воспитанники, выпускники хотели бы поучаствовать в данном мероприятии. Но вы же помните, пандемия создала проблемы с передвижением по стране. А кто-то живет и работает за границей — в Австралии, во Франции, но хотел бы приехать.
— Как будете отмечать? Юбилей действительно солидный...
Традиционно проведем мероприятие в спортивном зале. Это будет награждение, обязательно посмотрим фильм о школе, пройдет чествование наших и достойных действующих спортсменов, и выпускников — заслуженных мастеров, мастеров спорта международного класса, чемпионов России, Европы, мира.
Обязательно отметим тренеров, которые достигли высоких результатов в других странах. Ведь к сожалению, в свое время целая плеяда наших тренеров уехала. Обидно, но понять можно — в 1990-е годы людям пришлось выбирать свой путь: двигаться, развиваться. В Австралии, например, оказалась чета Лапшиных — Николай Аркадьевич и Татьяна Леонидовна, там же Михаил Иванович Барабаш с супругой Татьяной Титовной. Уже и сын их там работает, Максим Барабаш, я, кстати, когда-то вместе с ним в одной группе занимался в нашей школе. Игорь Беспалов, чемпион СССР на кольцах, тоже с женой уехал в эту страну... Алексей Тихоньких живет и работает во Франции. И тоже трудится в гимнастике, что очень отрадно. А например, Максим Девятовский в Сочи открыл собственный клуб, занимается гимнастикой. Клубная гимнастика ведь тоже подразумевает достижение результатов. Пусть в России такая форма подготовки еще не так развита, но я думаю, что это направление будет разрастаться и коммерческие клубы смогут конкурировать с государственными школами в воспитании хороших спортсменов.
— Считаете, что это один из вариантов развития спорта в стране?
Я думаю, что эта форма спортивной подготовки имеет право на существование. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, насколько в стране будет развиваться экономика. Сами понимаете, если в государственных школах сейчас, которые перешли на спортивную подготовку, есть обеспечение и инвентарем, и магнезией, и экипировкой, и поездки детей на соревнования школа тоже оплачивает, то в коммерческих все ложится на плечи родителей.
— Какие вопросы ежедневно приходится решать руководителю государственной спортивной школы, да еще такого масштаба, с такими традициями? С какими проблемами ваша школа подошла к своему юбилею? Пожалуй, наша главная сегодняшняя головная боль — смена поколений тренеров. Ушли, к сожалению, из жизни Александр Эдуардович Цимерман, Геннадий Никифорович Столяров. Сменил место работы Дмитрий Дмитриевич Чуносов. Пришли молодые ребята, которые только начинают путь тренеров, все у них, надеюсь, впереди. Андрей Черкасов, мастер спорта международного класса, в свое время член сборной команды России, достаточно неплохо начал работать, другие молодые ребята стараются... Но эта смена поколений, конечно, дает о себе знать.
Еще одна проблема (она актуальна для всей России, и не только в гимнастике) — это нехватка тренерских кадров в принципе.
У нас достаточно сложный вид спорта, и труд тренера в нем не самый простой, поэтому все делаем, чтобы привлекать молодых, работать с ними.
В этом году мы с федерацией спортивной гимнастики Кузбасса решили разработать как раз такой проект — по привлечению молодежи к тренерской работе. То есть буквально с 15–16 лет уже начинать с гимнастами работать в направлении профессиональной ориентации.
— Расскажите подробнее, Евгений Расихович. Заинтересовать будущей профессией подростков, а тем более в спорте — это ведь дорогого стоит.
Занимается разработкой проекта творческая группа нашей спортивной школы олимпийского резерва, но работать он будет по всему Кузбассу. Думаем, обсуждаем... Планируем, что это будет серия мероприятий, вплоть до встреч с ребятами, лекций. Ведь для того чтобы привлечь, надо для начала объяснить, что это вообще такое — работа тренера. То, что видно со стороны, как тренер работает с детьми, — это ведь далеко не все. Поэтому надо рассказывать, объяснять, где-то собственным примером быть для них.
— Заманить сегодня в школу молодого специалиста, наверное, совсем не просто на практике? Вот вы правильно заметили: заманить. Это сейчас действительно непросто. Но, кстати, в материальном плане у нас в Ленинске-Кузнецком не самая плохая ситуация, наша школа достаточно хорошо финансируется, все-таки результаты у нас неплохие. На сегодняшний день среди воспитанников школы шесть членов сборной команды России. Для меня, как для руководителя, это серьезный показатель. Поэтому и я, и весь коллектив школы всю деятельность стараемся целенаправленно направлять на достижение высоких результатов.
Нам нельзя ронять марку, терять уровень, надо только двигаться вперед. Для этого — развиваться.
Мне часто говорят: главное — сохранить то, что было наработано моими предшественниками Иннокентием Ивановичем Маметьевым, другими заслуженными тренерами. Но я все-таки думаю, что сохранить можно, только развиваясь дальше, внося что-то новое.
Есть у нас, конечно, проблемы и материального плана. Зал 1972 года постройки, в нем уже давно необходимо заменить помост, а цена вопроса — 14 миллионов. Мы работаем с правительством Кузбасса по этому вопросу, нас там поддерживают, но, к сожалению, пока какой-то определенности нет.
Конечно, помост в таком состоянии может работать какое-то время, но, как я уже сказал, хотелось бы развиваться, двигаться дальше, необходимо сделать перестановку некоторых снарядов, чтобы они соответствовали между- народным стандартам. Да, сохранить прежде всего, конечно, тренировочную зону, но и соревновательная зона должна быть достаточно современной. У нас один большой зал около трех тысяч квадратных метров, зал хореографии, тренажерный зал.
Представляете, в 1972 год построили, а школа до сих пор отвечает самым высоким требованиям!
Если честно, то трудно найти ребенка в городе, который бы в свое время не занимался спортивной гимнастикой. Если же вернуться к теме, как привлечь тренеров... Помимо зала спортивной гимнастики, у нас есть собственное кафе, где спортсмены питаются. Есть гостиница, пристроенная к зданию, три этажа на 60 мест, где во время соревнований проживают спортсмены, тренеры, судьи. Также общежитие, можем предоставить жилье — тоже немаловажный фактор.
— Фонд заработной платы?
Здесь мы ограничены в некотором смысле, по- тому что работаем по таким же стандартам, как любая другая спортивная школа. Конечно, мы все стараемся сделать для того, чтобы заинтересовать, поощрять молодых тренеров, помогать им. Кстати, знаменитая на весь мир Мария Евгеньевна Филатова работает у нас, она тренер-аналитик. Она, конечно же, звезда нашего города, нашего Кузбасса. Она горит душой за школу, переживает и оказывает необходимую поддержку.
— А как сейчас вообще обстоят дела с набором?
Город у нас достаточно небольшой. В данный момент у нас, к сожалению, нет спортивного интерната. Школа-интернат спортивного профиля всегда была неотъемлемой частью нашей школы. Знаменитый Маметьев его и создал в свое время.
В интернате был особый
режим, дети учились в нем без поблажек, но в удобное для себя время, чтобы не нарушать тренировочный график. Поэтому и результаты у нас всегда были достаточно серьезные.
Многие города обделены этим, ребята могут в лучшем случае приходить на одну тренировку в день. А у нас это было стабильно: две тренировки в день, горячее питание, уроки... И дети всегда были под присмотром — воспитатели забирали их после утренней тренировки и вели в школу-интернат спортивного профиля. Режим дня включал в себя: уроки, обед, прогулку, полдник и даже самоподготовку. Много говорится о сохранении системы подготовки спортсменов, но, к сожалению, в июле 2018 года эту школу- интернат закрыли.
— Что случилось? Отпала необходимость с чьей-то точки зрения? Сочли несовременным такой подход?
Во-первых, здание уже не соответствовало современным требованиям. И во-вторых, законодательные нормы, как выяснилось, не предусматривают существование таких учреждений. Администрация города пошла нам навстречу, и в близлежащей общеобразовательной школе мы смогли организовать спортивные классы. Но это уже не то. Раньше, когда ребенок приезжал со сборов или с соревнований, учителям выделяли дополнительные ставки, чтобы они занимались с ним индивидуально, а сейчас все ложится на плечи родителей, самого ребенка. Мамы и папы волнуются: отпускать или не отпускать его на соревнования, чтобы не пропускать уроки. И каждый раз приходится делать выбор. Потому что задачи у школы олимпийского резерва и общеобразовательной разные.
— И как же решить эту проблему, если, например, девочка или мальчик подают большие надежды на помосте, а еще и отличниками хотят быть? Наверняка ведь и такие максималисты есть.
Мы находим, конечно, общий язык и с директором, с учителями, стараемся работать в этом отношении, руки не опускать. На базе нашей гостиницы мы организовали спортивную базу для иногородних спортсменов, где проживают пятнадцать человек, в том числе из Абакана, Биробиджана, Красноярска, Благовещенска и Новокузнецка.
На сегодняшний день у нас есть проект современной школы-интерната спортивного профиля. Строительство которого, позволило бы существенно расширить географию привлечения способных, талантливых ребятишек из других регионов.
— У вас есть своя спортивная школа мечты? Как она должна выглядеть, как работать? Может быть, идея и утопическая...
Ну почему утопическая? Если руководитель и коллектив школы не мечтают о чем-то высоком, то и сложно будет чего-то добиться. Надо видеть перед собой картину в целом. Конечно, любой руководитель хотел быть видеть спортшколу, в которой много тренеров. Здоровая конкуренция должна быть между тренерами, между спортсменами обязательно. Вот тогда рождается результат. В идеале старшее поколение должно передавать опыт младшему, а на практике зачастую передавать его и некому, о чем мы с вами и говорили...
Что касается материального оборудования, то в свое время Федерация спортивной гимнастики России очень здорово помогала в этом вопросе.
И сейчас у нас есть все, что необходимо для организации и проведения сборов.
В Сибирском федеральном округе эти сборы проходят именно на нашей базе, в Ленинске-Кузнецком. Помогает и областная администрация. Останавливаться в процессе обновления не приходится, гимнастическое оборудование очень быстро устаревает.
— Что все-таки самое главное для успешной работы школы?
Коллектив, конечно, тренеры. Это основа любой школы. Кадры решают все. Ну а я, как руководитель, стараюсь помогать. Прежде всего как раз тренерам.
— Вы ведь тоже человек из гимнастики?
Да, занимался в нашей школе, кандидат в мастера спорта. Здесь же потом работал тренером, был руководителем как раз интерната спортивного профиля — 10 лет отработал.
— То есть и самого Маметьева, получается, хорошо знали?
Конечно. Увлеченный человек, потрясающий!
— Как вы считаете, почему таким людям буквально из ничего удаются такие масштабные проекты, а другие и на всем готовом не могут сделать что-то стоящее?
Ну во-первых, характер у Иннокентия Ивановича был соответствующий — он не видел никаких преград для воплощения своих идей, желаний. Он считал, что в этой жизни, в этом мире можно перевернуть все. Не зря же Мария Филатова с самого юного возраста начала заниматься. Специалисты говорили, что нельзя так рано, но жизнь доказала правомерность его методики, когда для спортсменов создавались все условия, в том числе, специальное расписание, питание, содержание гимнастов и занятия спортивной гимнастикой с раннего возраста.
Мы, опять же повторюсь, пытаемся развиваться дальше, сохраняя традиции. Но современная жизнь вносит, конечно, свои коррективы, не всегда способствующие этому процессу.
— Например?
Ну вот раньше: отучился в институте — у тебя распределение. Направили к тебе тренеров — они приезжали в школу, работали. Сейчас же все это ложится на плечи руководителя: самому надо кого-то привлекать, надо искать кадры. А найти-то не просто. Многие тренеры сейчас уходят как раз в платные коммерческие спортивные структуры.
— Ну вот, а вы говорите, что за ними будущее... А большинство молодых специалистов вам наверняка скажут: не нужна мне олимпийская медаль, лучше буду работать с любым материалом, но в комфортных условиях и за хорошие деньги.
Да, есть уже эта проблема, не спорю. Но искусственно сдерживать этот процесс все равно не получится. Здесь государство должно задумать- ся, ведь не только в спорте складывается такая ситуация. Очевидно: надо повышать уровень заработной платы в государственных учреждениях, в муниципальных спортивных школах. А искусственно ущемляя движение по созданию коммерческих клубов, ничего мы не добьемся, я считаю, сделаем только хуже. И потом, не забывайте, когда у тренера уже есть серьезный результат, у него и зарплата на уровне, и условия для работы, как правило, хорошие. Конечно, тяжелее всего молодым. Но опять же в образовании есть, например, система грантов муниципального, областного уровня. Думаю, образование и медицина — номер один по вложениям в любом государстве. Но и спорт, и культура не менее важны. И хотелось бы, что- бы эти направления также получали грантовую поддержку.
— Без ложной скромности, ваш самый большой повод для гордости?
Может быть, излишне самокритично, но, думаю, что еще все у меня впереди. Можно говорить о том, что мы несколько улучшили материальную базу, сохранили проведение региональных сборов, продолжаем проводить самые крупные соревнования в Сибири именно на базе нашей школы. На сегодняшний день у нас шесть человек — членов сборной команды России. Буквально в этом году в январе у нас Ксения Горшкова — маленькая девочка 11 лет — уже поехала на сборы на «Озеро Круглое». Думаю, и я к этому, в некоторой степени, причастен, по- тому что стараюсь всех поддерживать, создавать условия и для тренера, и для ребенка.
И конечно, разговор сейчас не обо мне, разговор о школе. Школе 60 лет, у нас есть двукратная олимпийская чемпионка — Мария Филатова, участник двух Олимпиад Максим Девятовский (Афины и Пекин), Игорь Пахоменко (Лондон, 2012 год), Никита Игнатьев — двукратный чемпион Европы, чемпионка Европы Анастасия Ильянкова. Иван Гергет стал серебряным призером в упражнении на перекладине на первом в истории чемпионате мира среди юниоров в Венгрии. Единственный, кстати, из наших юношей, кто приехал оттуда с медалью. Это радостно.
— А какова задача номер один лично для вас?
Здесь, я думаю, задачи и мечты совпадают: и моя лично и, к великому сожалению, уже ушедшего от нас Александра Эдуардовича Цимермана, и всего коллектива школы – вырастить гимнаста, который вновь покорит олимпийский пьедестал.
— Кстати, больной вопрос: школам ведь пришлось очень непросто в период пандемии. Как, например, проводить тот же набор? Конечно, пандемия очень серьезно повлияла на набор. Кузбасс, наверное, был одним из первых регионов, где разрешили открыть спортивные школы, но с определенными ограничениями по возрасту детей. То есть самых маленьких мы уже только в сентябре увидели, полгода почти дети не тренировались. Буквально сразу пошли в пер- вый класс — в наш спортивный класс. Собрали всех без специального отбора, на основании тренерского взгляда, если можно так сказать. Не попробовав ребенка, не испытав его. Здесь может быть у нас потом, конечно, отток. Обычно основной отсев проходит после четвертого класса, когда уже видно, пойдет ребенок дальше в гимнастике или ему будет достаточно сложно.
— Я вот подумала: насколько все же такие люди, как Маметьев, умели заряжать людей своей энергией, получается, на годы вперед... Да, я в свое время от Андрея Федоровича Родионенко слышал фразу об одном из наших тренеров из Ленинска-Кузнецкого: «У него есть способность заглянуть за горизонт». Думаю, эти слова и к Иннокентию Ивановичу Маметьеву имеют непосредственное отношение. Вот вернемся в 1972 год: Ленинск-Кузнецкий, шахтерский город... Были еще, конечно, производства в советское время, кроме шахт, но тем не менее. А построить такой зал... До сих пор многие города и даже регионы не имеют ничего подобного!
Маметьев доказал, убедил, что ничего другого здесь не должно быть, это — для детей. И что для развития спорта, для достижения серьезных результатов должны быть только такие условия.
А его характер и фанатизм... Когда впервые — мы всегда это вспоминаем — проходили первые Всесоюзные пионерские игры в 1964 году, и Иннокентий Иванович привез туда четверых мальчишек: Витю Дубса, Славу Фогеля, Володю Каданева и Витю Гурина, никто не слышал, о Ленинске-Кузнецком вообще. Еще до строительства нашего здания школы они занимались где-то в подвальных помещениях, приехали и выиграли командой, выиграли многоборье... А когда вернулись обратно, весь город встречал их, как космонавтов. Они ехали в открытой машине, их забрасывали цветами — встречали как героев. Потому что, представляете, что такое СССР в свое время? Это же половина земно- го шара. И город Лениск-Кузнецкий, который никто толком не знал, где он находится-то, за- ставил говорить о себе благодаря и гимнастике. И сейчас Кузбасс как называют? Краем большо- го угля и большого спорта! Мы стараемся эту марку держать. Много сделано, но еще больше надо сделать.
Текст О. Тонкачеева








т