Вспоминаем триумф Немова и Ко.
На прошедшей Олимпиаде гимнастическую сборную прорвало. Наше суперталантливое поколение спортсменов разменяло серебро в командном многоборье из Рио на золото Токио. Никита Нагорный, Давид Белявский, Денис Аблязин и Артур Далалоян смогли победить спустя 25 лет после Игр-1996 в Атланте.
Тогда на Олимпиаде выступала уже не сборная СССР и Объединенная команда СНГ, а Россия. С изменением названия страны особо ничего не поменялось. Гимнасты не блистали: за год до поездки в Атланту они не были в медалях многоборья, а единственной звездой считался только Алексей Немов.
У Леонида Аркаева на сборах было очень много гимнастов. Ради Олимпиады в команду вернулся даже Дмитрий Карбаненко, который жил во Франции. Спортсмену пришлось просить тренера дать ему возможность снова стать часть сборной. Он отбирался на Игры на общих основаниях, даже был в предварительном списке, но провалил Кубок России и вместо Атланты отправился на родину жены, чтобы получить гражданство (позже начал выступать за Францию). И он был не единственным отсеянным.
В итоге на Игры поехали Немов, Дмитрий Василенко, Евгений Подгорный, Николай Крюков и Дмитрий Труш (дебютанты), а также олимпийские чемпионы Алексей Воропаев и Сергей Харьков. Шестеро из них выходили к снаряду, а пять лучших результатов шли в зачет. Зарубаться за золото пришлось с китайцами.
Когда соперники завалили выступления на перекладине, а большая часть нашей команды прошла снаряд хорошо, стало понятно, что никто не отнимет у России победу. Выступление Немова, который завершал турнир, ничего не решало, но стало одним из самых трудных в его карьере. Все из-за разыгравшегося волнения. Пока ребята праздновали, он не понимал, как выходить и исполнять программу. «Леха, давай!» — говорили ему друзья по команде. И он дал.
«Мы настолько были готовы и настолько вымотаны ожиданием, что не было даже страха. Хотелось только одного — начать выступать на Олимпийских играх в Атланте. Выйти уже наконец и реально, а не во сне, поднять руку. Вот он, олимпийский зал. На беснующиеся трибуны старались не смотреть. Попытки разговаривать друг с другом были бессмысленны. Правда, и разговоры в такой момент уже ни к чему. Надо выходить и демонстрировать форму победителей. Что бы ни случилось. Пусть орут», — цитирует Немова «МК» .
Немов увеличил отрыв от Китая с 0,9 до 1,2 балла.
— Это, наверное, было одно из лучших моих выступлений за все годы. Я влепился в перекладину, забыв обо всем. Я должен был показать, что наша победа оправдана от начала до конца. Что команда, каждый ее представитель, становится чемпионом, потому что иначе и быть не может. На балл с чем-то мы обыграли китайцев. Это стало для меня кульминацией Игр, самым запоминающимся моментом Атланты-96.
Спустя 25 лет судьба золота была не ясна до последнего. Все зависало от выступления Нагорного, который закрывал турнир команд на вольных упражнениях. Гимнаст совершил чудо, принеся победу своей сборной. Судьбу первого места решили 0,103 балла.
Виктория Дмитриева