Гимнастика как успешная бизнес-модель
«Моя стратегия — поиск. Сегодня мы сфокусированы на развитии гимнастики везде, где только появляется возможность»
Победой на чемпионате Европы по спортивной гимнастике начался для России новый олимпийский цикл. Гимнастика с такой историей, как российская, — именно то, что сейчас нужно Международной федерации, чтобы вывести этот вид спорта в лидеры, уверен президент FIG Моринари Ватанабе. Об этих и других амбициозных планах он рассказал корреспонденту сайта VTBRussia.ru.

— На чемпионате Европы — 2017 в Клуж-Напоке для спортивной гимнастики стартовал новый олимпийский сезон. Каким он вам представляется? — Начиная с этого года мы идем к новым Олимпийским играм. Претерпели изменения правила. Теперь мы должны опробовать нововведения, чтобы появилась уверенность, что мы движемся в нужном направлении. Надо заложить базу, с которой можно будет войти и в 2021 год, и в последующие сезоны. Изменения важны. Все должно развиваться. Если останавливаешься, значит, ты мертв, как динозавр. Нужно создать рыночную стоимость наших событий и соревнований, так организовывать турниры, чтобы их было легко смотреть. Чем больше спонсоров, тем больше событий. Нужно продолжать работать над такой судейской системой, в которой возможность ошибочной оценки будет минимизирована. Ни один спортсмен не должен считать, что у него украли медаль.
— Какую из проблем современной гимнастики вы поставили бы на первое место? — Проблемы есть всегда, и они всегда разные, поэтому сложно выделить что-то одно. Важно понять, какая из проблем не терпит отлагательств в разрешении. В течение последних двух лет я посетил больше 100 стран. Узнал о насущных нуждах в тех странах, где спорт не очень развит, понял, какие ожидания у сильных гимнастических наций. Это дало четкое видение, что нужно сделать.
— Вы посетили Африку и Южную Америку. Считаете, надо развивать гимнастику даже в самых бедных странах с отсутствием гимнастических традиций? — Моя стратегия — поиск. Сегодня мы сфокусированы на развитии гимнастики везде, где только появляется возможность. Никто же не удивляется тому, что африканские страны играют в футбол. У них большой потенциал. И если мы будем поддерживать африканских детей, они в будущем покажут хорошую гимнастику. Федерация должна думать о каждом — неважно, взрослый он или маленький, хорошо развит или только начинает постигать азы. Мы пропишем индивидуальные планы развития для каждого континента.
— Что вы предпочтете для гимнастики: движение в сторону красоты исполнения элементов или в сторону их усложнения? Техника или красота? — Гимнастика — это баланс. Нужны и красота, и сложность. Мы с вами видели, как потрясающе исполнил опорный прыжок ваш гимнаст с такой трудной для произношения фамилией…

— Далалоян. — Да, верно. У него золотая медаль и очень красивая гимнастика. Для меня это важно и нужно.
— Кресло президента FIG — не самое мягкое и спокойное место. Очень непросто управлять такой разноликой гимнастикой. Зачем вам это? — Потому что гимнастика — это моя жизнь. Прекрасный спорт, база для любого вида. И мы должны учиться на успешных примерах. Сегодня активная деятельность FIG уже оказывает влияние на развитие и распространение вида в регионах. Можем ли мы добиться такой же популярности, которой обладает футбол? Уверен, что можем.
— У Международной федерации гимнастики сложились хорошие партнерские отношения с Россией, банк ВТБ — основной спонсор FIG с 2009 года. У нас сильная сборная, и, без сомнения, Россия — одна из стран, задающих тон в гимнастике… — Не только согласен с этим, но и очень рад, что вы вернули себе победы после некоторого отступления назад. Возвращение столь сильного игрока на гимнастическое поле — очень важное событие. Российская гимнастика — это большая история, нам нужна эта история. И в первую очередь именно ваша гимнастика привносит в наш вид спорта красоту. Всем очень нужен этот потенциал. Кто, если не вы, покажет миру именно такую гимнастику?
— Что вы думаете о сотрудничестве с первым вице-президентом FIG Василием Титовым? Вас можно назвать друзьями? — Да. Мы — хорошие друзья. Я уважаю Василия Титова и думаю, что в кооперации с Россией мы сможем достичь очень многого.
— Не так давно вы посетили тренировочную базу «Озеро Круглое». Что понравилось? Что удивило больше всего? — Это хороший тренировочный лагерь, но самое удивительное, что все там — как семья, а тренер Андрей Родионенко — общий отец. Такое встретишь далеко не в каждой стране. Это очень и очень здорово! Мы разговаривали с Родионенко на чемпионате, он рассказал, что у нескольких членов сборной уже есть или вот-вот должны появиться дети. Обычно в 22–23 года многие заканчивают выступать. А ваши спортсмены и после рождения детей готовы вернуться на помост. И это неожиданно и здорово! Я поддерживаю Андрея вот с этой mums-гимнастикой.
— Во время визита на «Круглое» вы сказали: «На этой базе хотелось бы провести совместный сбор японских и российских гимнастов». Возможно ли это в ближайшее время? — Да это возможно, а почему нет? Японцы хороши, русские гимнасты хороши. Это — лидеры. И именно так мы можем создать красивую гимнастику — в обсуждении, в соединении.
— Планируете ли вы больше использовать социальные сети для развития гимнастики? — Конечно, нам нужны социальные сети. Для популяризации вида мы должны работать креативно. Ведь буквально каждый человек может заниматься гимнастикой и получать от нее удовольствие в соответствии со своими возможностями и подготовкой. FIG объединяет много дисциплин, у каждой много фанатов. Прежде мы были сосредоточены на подготовке и обучении детей, но сейчас хотим охватить все возрастные группы. Наш вид спорта дает такую уникальную возможность.
— Если сформулировать одним словом, что для вас гимнастика? — Вызов.
Текст: Ирина Степанцева Фото: Александр Антонов