
Академик гимнастики
Почему академик? Во-первых, Валерий Люкин — совладелец клуба под названием "World Olympic Gymnastics Academy" (WOGA) — "Всемирная Олимпийская Академия Гимнастики". Во-вторых, он очень успешен: сам — двукратный олимпийский чемпион, дочь Анастасия - абсолютная олимпийская чемпионка, известная всему миру как Nastia Liukin. Другая спортсменка из WOGA, Карли Паттерсон — тоже абсолютная олимпийская чемпионка. То есть в названии клуба все — сущая правда. В-третьих — Валерий очень умен, расчетлив и прозорлив. Ваш заказ находится в корзине! Реклама Он родился и вырос в Казахстане, там начал заниматься гимнастикой. В 13 лет оказался на "Круглом озере" на базе сборной СССР. В 1988 году на Играх в Сеуле стал двукратным чемпионом — в командных соревнованиях и на перекладине. Выиграл еще много других наград, первым в мире исполнил тройное сальто в вольных упражнениях. Женился на чемпионке мира по художественной гимнастике Анне Кочневой. В 1989-м у них родилась дочь Настя. В 1991-м Люкин с семьей переехал в Америку, и вскоре вместе с давним другом, выдающимся акробатом, пятикратным чемпионом мира Евгением Марченко, открыл свой клуб. Сейчас это, наверное, самый знаменитый клуб спортивной гимнастики в мире. Еще бы — WOGA подготовила двух абсолютных олимпийских чемпионок, и это не считая огромного количества других талантов и их наград. Главной из них для Люкина стала, конечно, победа дочери на Играх в Пекине в 2008-м. Потом Настя завершила спортивную карьеру, стала ведущей на NBC. В гору пошла и карьера Валерия: его назначили старшим тренером сборной США. И все было хорошо, пока не разразился скандал с врачом команды Ларри Нассаром. В сексуальных домогательствах Нассара обвинили полторы сотни женщин — гораздо больше, чем продюсера Харви Вайнштейна, с которого и началась волна подобных процессов. Среди жертв Нассара были и Симона Байлз, и Александра Райзман, и Маккайла Маруни. Словом, почти весь цвет американской женской гимнастики за очень долгое время. Дело вышло таким громким, что в отставку ушли практически все руководители гимнастики США. Даже те, кто не имел никакого отношения к деятельности Нассара. Пришлось уйти и Люкину. Просто потому, что Валерию совершенно не хотелось выслушивать намеки и отвечать на вопросы вроде "Как вы все это допустили?"
"Вдруг по какой-то надуманной причине кто-то начал поливать грязью наше имя"
— Как давно вы сотрудничаете с бразильской командой, и как вообще возникло это сотрудничество? — Ну, вам, естественно, известно, что я отказался от должности старшего тренера женской сборной США уже полтора года назад. И просто начал помогать бразильцам - они меня об этом попросили. Поработал с техникой, в основном — с тренерами. Ну и как-то так получилось, что они предложили мне помогать дальше. Уже год сотрудничаем. — Неизбежен ли был отказ от должности старшего тренера сборной США? Кому-кому, а вам с опытом руководства и клубом, и вообще группами людей, несложно руководить, правда? — Нет, руководить несложно, я бы сказал, это очень даже интересно. Мне очень нравилось то, что я делал. Я это очень любил и люблю. Но в Америке сложилась очень непростая ситуация. И вам, и всему миру об этом известно. Пришлось отказаться, потому что сейчас вокруг гимнастики в США очень много негатива. А мне очень важна работа, проделанная моей дочерью. Да и я немало поработал в этой стране, чтобы вдруг по какой-то надуманной причине кто-то начал поливать грязью наше имя. Только поэтому пришлось отказаться от руководства сборной. — Как много времени приходится проводить в Бразилии? В Америке семья, дом, клуб, бизнес. — Да, в этом смысле сложно. Долгие перелеты. Я езжу в Бразилию раз в месяц, провожу сборы и возвращаюсь обратно. Непросто, конечно, но что делать? Пока я решил определиться с тем, что я хочу в жизни дальше. Работать тренером мне очень нравится. Я бы не хотел заканчивать свою карьеру так, но пока я не определюсь, решил, что поработаю с Бразилией. — А что мешает работать тренером и одновременно совладельцем бизнеса под названием "World Olympic Gymnastics Academy"? — Ничто не мешает. — Но вы говорите, что вам не хочется заканчивать карьеру тренера. Можно подумать, к этому вас что-то или кто-то подталкивает. — Я имею в виду карьеру старшего тренера. Я почувствовал, что на самом деле это могу. Мы провели огромную работу в Америке, подвели к высочайшему уровню очень много молодых гимнасток. К сожалению, не случилось то, что я хотел. И пока думаю — куда, что... — А в каком состоянии сейчас находится ваш клуб? На протяжении двух олимпийских циклов клуб выдавал абсолютных олимпийских чемпионок. Потом стали преуспевать на этом поприще другие американские гимнастки. Что не так с WOGA? — Всё так (улыбается). Естественно, такие неплохие тренеры, как Евгений Марченко и Валерий Люкин, больше не работают тренерами. Я бы сказал, что это большой минус для клуба. Но так же как и молодых гимнастов, мы растим молодых тренеров. Начинаем работать с самого начала. У нас очень неплохие тренеры, есть детки в сборной Америки. Гимнастка из WOGA Скай Блейкли выступала на юниорском чемпионате мира. — Уточню. Первое — вам хочется работать тренером. Второе — вы не работаете тренером даже в своем клубе. Это как? — Нет, я работаю тренером. Старшим тренером в Бразилии. Мне это очень интересно. — А почему не в своем родном клубе, который создан кровью, потом, бессонными ночами? — Повторю, мне было очень интересно поработать старшим тренером. А работая старшим, очень сложно работать тренером. — То есть, двум богам служить нельзя? — Абсолютно. Я это пробовал, не получилось. Поэтому я отказался от работы обычного тренера. — Какова ближайшая цель? Вырастить третью абсолютную олимпийскую чемпионку? Добиться возвращения на должность старшего тренера сборной США? Вывести на принципиально новый уровень команду Бразилии? Вы же, как бизнесмен, мыслите бизнес-планами. Каков же ваш бизнес-план? — Это секрет (улыбается). Пока я взял работу с бразильской командой, чтобы понять, что делать дальше. И пока об этом думаю, не хочу просто сидеть на заднем месте. Не скажу ничего плохого про бразильскую команду, они много работают и очень стараются. Я их очень уважаю. Но это работа — на ближайшее время, а серьезные планы пока не сформировались."Гимнастика меняется, и это подходит афроамериканцам"
— В Дьере в сборной США из трех гимнасток две были афроамериканками, что понятно после успехов Габи Дуглас и, в особенности, Симоны Байлз. Логично предположить, что сейчас в Америке бум гимнастики среди чернокожих девочек. Так ли это? — Думаю, это не совсем так. Но да, гимнастика меняется. Code of point, сложность очень в цене сейчас. Естественно, это подходит афроамериканцам. Они очень "взрывные" — посмотрите на НБА, кто там бегает и прыгает? — Но НБА уже давным-давно на три четверти чернокожая. А в гимнастике только начинают появляться чернокожие звезды. Почему? — Опять же, вернусь к изменениям правил гимнастики. Они поменялись довольно давно, но дети растут гораздо медленнее. И тренерское видение меняется медленнее, чем Code of point. В Америке очень много талантливых детей такого плана, нужно было время, чтобы перестроиться. И вот мы видим результаты. — В последнее время в России часто обсуждается тема юношеского спорта. У нас в стране система устроена таким образом, что юных спортсменов выжимают очень быстро, потому что результат тренеру нужен здесь и сейчас. Это приводит к тому, что едва дойдя до взрослого возраста, спортсмен уже ничего не хочет. И остается в спорте лишь потому, что ничего другого не умеет. И возникает вопрос — а нужны ли детские и юношеские соревнования вообще? И вот на фоне этой дискуссии прошел первый в истории юниорский чемпионат мира по спортивной гимнастике. Российские гимнастки в порядке, всё выиграли, это здорово. Но, на ваш взгляд, не рано ли в таком возрасте соревноваться на турнире под названием "чемпионат мира"? Может, им надо еще какое-то время побыть детьми? — Так они и есть дети. Если им это нравится, то почему нет? Это не выглядит так, что им очень тяжело. Очень талантливые девочки, очень красивые. Я абсолютно уверен в том, что должны быть юниорские соревнования. Вы не можете сразу приехать на взрослый чемпионат мира и сразу выступать очень хорошо. — А я вот помню некоторое количество гимнастов, у которых это получалось. Валерий Люкин, например. — Ну, я не думаю, что это лучший пример. Я помню себя вот таким вот, метр от пола, выступавшим у себя в Казахстане на детских соревнованиях. Занимал там первые места (улыбается). В 13 лет я попал в юниорскую сборную СССР к Андрею Федоровичу Родионенко, а потом в молодежную. Так моя карьера и строилась — я не сразу во взрослой команде оказался. И в итоге там я в 18 лет был не самым юным. Дима Билозерчев стал чемпионом мира в 16. Я, так сказать, гимнаст более позднего развития (улыбается).